ПОВОРОТЫ НАЛЕВО
02.09.2012
АВТОШКОЛА ЧЕЛЯБИНСКА ПРОСПЕКТ После освоения поворотов направо можно переходить к более сложным поворотам – налево (рис. 69). 
Рис. 69. Движение вокруг площадки налево На первый взгляд левые повороты могут показаться вам не такими уж сложными. "Подумаешь, раньше ехали направо, а теперь поедем налево. Да и на площадке такие повороты мы отрабатывали". Это опасные мысли! Трудности нельзя недооценивать. И если вы хотя бы бегло просмотрите рисунки этой главы, то очень быстро со мной согласитесь. Траектория поворота налево Для начала предлагаю вам разобраться с безопасной траекторией поворота налево. Давайте сразу начнем раскладывать ее на 3 этапа (рис. 70). 
Рис. 70. Три этапа поворота налево Первый этап. Подготовка к повороту. Как и при подготовке к повороту направо, прежде всего надо определиться с крайним положением. И уже здесь есть некоторые сложности. Когда дорога имеет разметку на полосы движения и линию, разделяющую встречные потоки, остается только вплотную прижаться к "осевой" (рис. 71), и это будет крайним левым положением. 
Рис. 71. Крайнее левое положение при наличии разметки А если дорожной разметки нет? Тогда надо мысленно разделить дорогу на две равные стороны и занять такое положение, которое явно покажет всем остальным водителям ваши намерения (рис. 72). 
Рис. 72. Крайнее левое положение на дороге без разметки Второй этап. Собственно поворот. ************************************ ОЧЕНЬ СПОРНЫЙ МОМЕНТ *********************************** Траектория поворота налево через воображаемый центр перекрестка не только обеспечивает безопасность маневра, но и в полной мере отвечает требованиям ПДД (рис. 73). ОЧЕНЬ СПОРНО!
Рис. 73. Центр перекрестка при повороте налево Если поворот осуществляется через "центр" перекрестка, то вы всегда будете находиться на своей правой стороне дороги (той, с которой начинается поворот, и на которой он заканчивается). Приближаясь к центру перекрестка, вам надо будет окончательно утвердиться в правильности выбора траектории движения относительно этого центра. А траектория в свою очередь зависит от... направления движения встречного транспорта! Если встречные машины движутся прямо или направо, то это никаким образом не влияет на траекторию движения вашего автомобиля, вы должны будете лишь уступить им дорогу. Для этого можно снизить скорость или остановиться перед воображаемым центром перекрестка, но траекторию движения, изображенную на рисунке 70, надо сохранить неизменной. ******************** А если встречный автомобиль тоже хочет повернуть налево? В этом случае ПДД не дают ответа на вопрос: "Кто имеет преимущество? " Поэтому водители сами нашли решение данной проблемы (рис. 74 и 75). 
Рис. 74. Одновременный поворот налево (на больших перекрестках) 
Рис. 75. Одновременный поворот налево (на маленьких перекрестках) Думаю, что после рассмотрения рисунков все становится понятно – вы и встречная машина можете двигатьсяодновременно, так как друг другу не мешаете. Запомните "неписаное" правило: • При одновременном повороте налево на больших перекрестках – разъезжаемся правыми бортами, а на маленьких – левыми. Определить категорию перекрестка (большой он или маленький) и траекторию поворота (четь раньше центра или после него) обычно бывает нетрудно, да и водитель встречной машины вам в этом поможет, направив свой автомобиль по оптимальной траектории. Остается только один вопрос. А как найти этот самый "центр" перекрестка? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакого кружочка, как на рисунках в книге. Поверьте, если заинтересованно посмотреть на любой перекресток, то кое-что увидеть можно. Поскольку шины автомобилей на поворотах активно "чертят" по дороге, то на сухом асфальте центр перекрестка будет явно просматриваться в виде белой "подушечки" (рис. 76 и 77). Причем контуры такого "центра" подскажут вам еще и принятую для этого перекрестка траекторию поворота налево. Зимой на центре перекрестка лежит нетронутый снег, а во время дождя центр перекрестка тоже неплохо виден – он блестит. 
Рис. 76. Центр большого перекрестка На рисунке 76 изображен центр большого перекрестка, на котором водители при одновременном повороте налево разъезжаются своими правыми бортами. На небольших перекрестках, когда водители объезжают центр, образуется другая "подушечка", по форме близкая к кругу (рис. 77). 
Рис. 77. Центр маленького перекрестка Центр перекрестка вы нашли, разобрались, с какой стороны будете его объезжать, при необходимости уступили встречному транспорту. Что дальше? А дальше можно выезжать с перекрестка. Третий этап. Выход из поворота. И опять выход из поворота будет сложнее, чем при повороте направо. Приближаясь к любому перекрестку, желательно заранее спланировать все три этапа будущего поворота. Но, как только что выяснилось, в зависимости от ситуации возможна некоторая корректировка траектории движения. И к выходу из поворота это тоже относится. Дорога, на которой заканчивается поворот, может иметь одну (рис. 70), две (рис. 78), три (рис. 79) и более полос движения в данном направлении. Предположить количество полос, конечно, можно, но убедиться в правильности своего предположения вы сможете, лишь въехав на перекресток. 
Рис. 78. Поворот налево на дорогу с двумя полосами 
Рис. 79. Поворот налево на дорогу с тремя полосами А на какую полосу выезжать с перекрестка? Вопрос важный, поскольку ошибка с выбором полосы приводит к последующим вынужденным перестроениям, что не доставляет удовольствия ни "новичкам", ни "старичкам". Поэтому вам необходимо своевременно выбрать (еще не доезжая до центра перекрестка) вашу личную полосу и направить свой автомобиль по плавной всем понятной траектории именно на нее. В отличие от поворота направо ПДД не определяют обязательную полосу при выходе из левого поворота, значит, поворачивать можно на любую полосу. При этом нельзя забывать о некоторых ограничениях для движения по крайней левой полосе (например, см. п. 9.4 ПДД). Возможные ошибки. К сожалению, в статистике дорожно-транспортных происшествий есть известное неофициальное выражение: "при повороте налево водитель срезал угол" (рис. 80). 
Рис. 80. Водитель "срезал угол" Некоторые водители всегда на любых перекрестках не доезжают до "центра", "срезая" основную часть траектории практически по прямой линии. При этом вероятность благополучно закончить поворот у них уменьшается ровно на 50%. Если сегодня другие водители успели увидеть такого "шустрика" и увернулись от него, то завтра водителю какого-нибудь грузовика будет лень нажимать на тормоз и он "воспитает" нарушителя. Это был пример на 90% сознательного нарушения ПДД. Но есть и другие водители, которые на 90% не осознают, что делают. То, что изображено на рисунке 81, можно увидеть на реальной дороге! И происходит это тогда, когда неопытный водитель пытается "выждать" встречный автомобиль в движении. 
Рис. 81. Классическая ошибка "новичка" при повороте налево Вместо того, чтобы остановиться у центра перекрестка и там ожидать проезда встречного транспорта, "новичок" продолжает "ползти" дальше мимо центра перекрестка, сам того не осознавая. Ну а дальше он выделывает такие "кренделя", что не каждый профессионал сможет это повторить. А если серьезно, то траекторию, выбранную в соответствии с ПДД и логикой, надо удерживать на протяжении всего маневра, независимо от возможных остановок на пути движения. Водитель, имеющий намерения ездить без аварий, должен учесть, что: • Поворот налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает безопасность маневра. • Отклонение от траектории движения, определенной спецификой конкретного места на дороге, является одним из первых признаков предстоящей аварии. Выезд с площадки налево Прежде, чем реально выезжать с площадки, советую вам спланировать не только сам выезд (рис. 82), но и один-два следующих поворота (см. рис. 69). Но начнем мы все-таки с выезда. 
Рис. 82. Выезд с площадки – налево Выезд с площадки налево сложнее выезда направо как минимум по двум причинам. Во-первых, вы должны контролировать движение транспорта по дороге как слева от себя, так и справа. А во-вторых, вам понадобится слаженная работа рук и ног для выполнения той сложной траектории движения, которую надо будет еще предварительно спланировать. С учетом этих мыслей начинаем готовиться к выезду с площадки налево: 1. Перестроение в крайнее правое положение (поскольку сначала вы будете поворачивать направо): 1) Указатели поворота направо. 2) Взгляд в зеркало и контроль "мертвой зоны" поворотом головы назад направо. 3) Работа рулем и само перестроение. 2. Подготовка скорости и передачи (скорость пешехода и первая передача). 3. Поворот направо. При повороте надо "облизать" угол (см. рис. 49). 4. Подготовка к возможной остановке. Контроль дороги слева и справа, а также определение степени опасности (см. табл. 1). 5. Остановка (в случае необходимости). Или выезд на дорогу "сходу" при отсутствии транспорта в зоне видимости. 6. Поворот налево. Предварительно надо "вычислить" воображаемый центр этого места и выполнять поворот именно через него (см. рис. 70, 73, 78 и 79). 7. Полоса движения. При выходе из поворота будет лучше, если вы направите свой автомобиль в крайнее правое положение и будете удерживать это положение в дальнейшем, чтобы водители других машин имели возможность спокойно вас обгонять. Повороты налево Итак, вы благополучно выехали с площадки (рис. 82), прижались поправее, чтобы вас могли обгонять, и... просто движетесь по дороге. Сейчас на самом деле нет никакой разницы, в какую сторону вокруг площадки мы едем – это просто дорога. Значит, разгоняемся и тормозим, переключаем передачи, объезжаем стоящий транспорт, выбираем самую безопасную для нас полосу. Проще говоря, ведем машину по дороге, и это ничем не отличается от того, что вы делали во время поездки вокруг площадки направо. Но это только между перекрестками, на них все будет совсем по-другому. 
Рис. 83. Поворот налево с главной дороги Кстати, первый из них ("В" – см. рис. 69) уже не за горами, и нам с вами пора готовиться к повороту. Используем уже известную последовательность действий (рис. 83): 1. Указатели поворота (в данном случае – налево). 2. Взгляд в зеркало (в левое боковое). 3. Контроль "мертвой зоны" (поворот головы назад налево). 4. Перестроение в крайнее левое положение (см. рис. 71 и 72). 5. Подготовка скорости (выбрать разумную скорость). 6. Подготовка передачи (как правило, это вторая передача). 7. Планирование траектории поворота (всех трех этапов – см. рис. 70–81). 8. Подготовка к возможной остановке. При повороте налево вы обязаны уступить дорогу встречным машинам (см. п. 13.12 ПДД). 9. Остановка (в случае необходимости). В траектории движения стоит заранее наметить те точки, где в случае необходимости вы будете останавливаться. 10. Поворот налево (при отсутствии встречного транспорта). 11. Полоса движения. При выходе из поворота надо направить свою машину на заранее выбранную вами полосу. Следующий перекресток будет со светофором ("Д" – см. рис. 69 и 84). Это означает, что вам надо вспомнить, как мы "побеждали" светофор при поворотах направо, и использовать те же мысли. Что касается подготовки к повороту (указатели, зеркало, и т.д.), то она ничем не отличается от подготовки к предыдущему повороту. 
Рис. 84. Поворот налево на перекрестке со светофором И не надо бояться машин справа и слева! Ведь они же стоят и ждут зеленого сигнала светофора. А вот встречному транспорту уступить дорогу не забудьте. Дальше будет длинный участок дороги, на котором вам надо потренироваться в отработке динамики движения. Но сильно не увлекайтесь, так как впереди будет самый сложный на данном маршруте перекресток ("Ж" – см. рис. 69 и 85). На значительном расстоянии до перекрестка следует начать перестроение на крайнюю левую полосу. Процесс перестроения может занять немало времени. Ведь наверняка рядом с вами будут двигаться и другие машины, которым при перестроении вы обязаны уступить дорогу. Не забывайте о том, что иногда лучше остановиться справа и переждать, чем лезть "напролом". После успешного перестроения в крайнее левое положение необходимо заняться подготовкой скорости, передачи и разработкой плана действий в непосредственной близости от перекрестка и на нем (рис. 85). 
Рис. 85. Поворот налево на главную дорогу На предыдущих перекрестках у вас была всего лишь одна забота – встречная машина. Теперь ее нет, но зато есть более серьезная задача. Вам надо одновременно контролировать: • машины, приближающиеся к перекрестку слева и справа, • траекторию и скорость движения своего автомобиля, • а также машины, следующие за вами, так как необоснованная остановка может привести к аварии с ударом сзади. Если вам покажется, что специально для вас к этому перекрестку подъехали машины со всего света с одной только целью – разбить ваш автомобиль, то и в этом случае выход из положения есть. Плавно тормозите, включайте аварийную световую сигнализацию и останавливайтесь, не выезжая на сам перекресток. За водителей сзади идущих машин сильно не беспокойтесь – они вас объедут. У вас же появится некоторое время на то, чтобы собраться с мыслями. Только не советую злоупотреблять этим приемом. Он является "спасительной соломинкой" , которой можно воспользоваться только в критической ситуации. Когда ваши руки и ноги перестанут трястись, глаза начнут видеть, а голова думать, надо будет выключить аварийную сигнализацию, включить первую передачу и продолжить движение. Но выезжать на перекресток вам, естественно, разрешается лишь в том случае, если слева и справа от вас машин нет или они есть, но на значительном от перекрестка расстоянии. Будем считать, что вы "победили" и этот перекресток. Следующий поворот налево будет попроще ("И" – см. рис. 69). Аналогичный поворот мы уже выполняли (см. рис. 83), поэтому повторно его рассматривать не стоит. Затем вам надо будет вернуться на площадку ("Л" – см. рис. 69 и 86). Этот поворот из серии не очень сложных, хотя "сюрприз" все же возможен – в виде вашего коллеги-ученика, который сейчас "нарезает" круги по площадке. Поэтому у вас должна быть готовность к остановке в заранее намеченной точке своей траектории. 
Рис. 86. Поворот налево на площадку Ну вот вы и опять на своей "родной" площадке ("М" – см. рис. 69). После первого "круга" налево вам надо обязательно и основательно отдохнуть. Стоит выйти из машины, постучать ногой по колесам, протереть стекла, поделать прочую ерунду. Иными словами, необходимо отвлечься от пережитого. Чуть позже надо спокойно подумать, порисовать в блокноте и разобраться со всеми допущенными ошибками на этом сложном маршруте с левыми поворотами. А затем, не откладывая в долгий ящик, поездку надо будет повторить, но теперь уже более спокойно и размеренно.
Смотреть все статьи рубрики .:. Смотреть все статьи
|